АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.09 10:53. Заголовок: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Национальной идеей, способной сплотить не


НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Национальной идеей, способной сплотить не только Россию, но и весь мир вокруг решения вопросов, проблем, стоящих перед нами как Вызов, может быть только идея духовности – духовности человека, общества, государства, всей цивилизации, а основой государственного строительства и осуществления его деятельности - соборность.

ТЕЗИСЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ,
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ РОССИИ

(представлены в том виде, в котором были сформулированы
лидером Общественного Объединения «Созидание»
Айратом Шариповым в 2000 г.)

Основной задачей предлагаемых реформ является реализация принципов прямого народовластия (демократии), социальной справедливости и профессио-нализма, а также реальное и полное содержательное наполнение принципов фе-деративного устройства государства и его деятельности.
Предложенная Комплексная Программа реформ направлена на решение ос-новных и злободневных проблем России политического, экономического и соци-ального характера и предусматривает перспективы для дальнейшего развития принципом прямого народовластия, социальной справедливости.
На основе качественно и принципиально нового подхода рассмотрены вопро-сы, проблемы дальнейшего развития принципов федерализма в России и предло-жены пути их решения учитывающие фактор преемственности в вопросах государственного строительства и осуществления государственной деятельности.

Основы построения федерализма в России

При существующем характере отношений между субъектами Федерации и федеральным Центром, создается устойчивое впечатление, будто регионы созда-ны и существуют для интересов Центра, а не наоборот. Тогда как федеративное его устройство предполагает, что Центр создается в интересах регионов. Центр – виртуален по определению, а регионы – реальны. Следовательно, надо прежде всего исходить из интересов самих регионов. Это – основа федерализма.
Необходимость единого правового поля в России – обязательное условие ее целостности как государства. Вопрос в том, на основе чего и как оно форми-руется. Если это единое волеизъявление регионов, то это реальное единство – в согласии, если нет – сомнительное и очень неустойчивое единство без согласия. Сейчас действует второй вариант, который приведет к тоталитарному устройству государства, или к его последующему распаду.
России нужна новая Конституция, а субъектам Федерации – модельная, единая для всех конституция. Но надо учитывать сложившуюся и существующую асимметричность в развитии и в характерных особенностях регионов. Нельзя всех стричь под одну гребенку (если История чему-то и учит, то этому – в первую очередь). Выход из данной ситуации возможен только один - договорные отноше-ния. Воспользуется этим правом регион или нет – дело и воля самого региона. Как решит народ. Но это право должно существовать.
Существование самой практики договорных отношений позволяет регионам и Центру своевременно и безболезненно, не изменяя самих конституций, вносить все необходимые правовые поправки, способные разрешить любые возникающие спорные моменты. Только после того, как та или иная внесенная поправка окажет-ся устойчиво действенной, эффективной, проверенной жизнью и временем, можно говорить о внесении ее в конституции. Подобная практика особенно эффективна и социально безопасна для государства, находящегося на переход-ном этапе своего развития, какой и является сейчас Россия.
Что может быть предметом договорных отношений? Все, что не может войти в рамки модельной Конституции субъектов Федерации. Но эти «рамки» в ней и в Конституции России должны быть четко прописаны.
Основная задача конституций субъектов Федерации и России – четко и не-двусмысленно решить вопрос разграничения полномочий и предметов ведения: кто за что отвечает. В тех же вопросах, где нет полной ясности, согласия, понима-ния и достаточного опыта, необходима практика договорных отношений, - как форма и способ правового регулирования отношений между регионом и феде-ральным Центром.

Межбюджетные отношения субъектов Федерации и
федерального Центра

Межбюджетные отношения – остов, «скелет» федерализма. И если они не выражают саму суть федеративных отношений, то все остальное, что касается разговоров о федеративном устройстве государства, - это попытки выдавать же-лаемое за действительное в лучшем случае, в худшем – политическая мимикрия авторитарной сути, волк в овечьей шкуре.
Именно этот худший вариант мы и имеем в действительности, при этом пре-красно отдавая себе отчет в том, что, видимо, это есть единственный на ближай-ший период времени способ сохранить целостность России, ее управляемость и экономическую независимость.
Какими должны быть межбюджетные отношения, чтобы «и волки были сыты, и овцы – целы»? Сколько должно идти в федеральную казну и сколько оставаться в самих регионах, чтобы общефедеральные программы выполнялись, а регионы не теряли той части средств, которая необходима для их собственного самостоя-тельного развития? Каким образом без ущерба для развития регионов-доноров поддержать регионы-реципиенты? Только ответив на эти вопросы, мы можем го-ворить о том, какова Россия по своему государственному устройству.
Объективный экономический анализ показывает, что нормальное самостоя-тельное развитие регионов возможно в том случае, когда 60% средств от общей суммы бюджетных сборов и платежей остаются в бюджете самого региона. Это как минимум-миниморум. Оптимальное же соотношение: 70% - регион, 30% - феде-ральный Центр.
Но для переходного периода, а именно в таком положении находится Россия, при существующей объективной экономической асимметрии регионов, необходи-мы средства для поддержания развития регионов-реципиентов. Ясно, что это воз-можно только за счет помощи регионов-доноров. Однако не должно быть смеше-ния этих средств с другими внутри самого федерального бюджета. Их смешение порождает бесконтрольность, способствует нецелевому использованию средств.
Принятие за основу построения межбюджетных отношений схемы: 60% - ре-гион, 30% - федеральный Центр и 10% - общефедеральный бюджетный фонд под-держки развития регионов-реципиентов, и может служить реальным экономиче-ским стержнем, становым хребтом федерализма в России.

Принципы формирования исполнительных и
законодательных органов власти

Само понятие «власть» подразумевает «нести ответственность».
Чем выше уровень занимаемой должности, чем большей властью, полномо-чиями наделен человек, тем большую ответственность он несет. Это аксиома.
В полной мере нести ответственность способен тот, кто обладает соответст-вующими способностями, качествами, навыками и знаниями. Одних желаний и благих намерений недостаточно. Без должного уровня профессионализма, опыта и заслуженного авторитета, доверия наделять человека властными полномо-чиями, тем более высшими, значит подвергать государство и народ опасности.
Имеем ли мы право на «авось»? Должны ли продолжать игнорировать прин-цип преемственности во власти и попирать принципы социальной справедливо-сти?
Но именно так до сих пор происходит процесс назначение большинства лиц на те или иные государственные руководящие посты вплоть до высших. Команд-ные, клановые, узкокорпоративные и другие доморощенные принципы формиро-вания властных структур должны уйти в прошлое без лишних упреков и порица-ний. И чем раньше, тем лучше для государства и народа.

Руководитель субъекта Федерации

Принцип определения и выбора высшего руководителя субъекта Федерации должен опираться на принципы преемственности власти, авторитета, профессио-нализма, выборности и доверия.
Преемственность обеспечивается перемещением должностных лиц от ниже-стоящей должности на вышестоящую. При этом, как правило, обеспечивается ре-шение вопроса опытности, профессионализма, а при выборном характере назна-чения – доверия и авторитета.
Подобным критериям отбора наиболее соответствуют выборные руководите-ли местных (городских, районных) органов самоуправления – главы городских, районных администраций, муниципальных образований. Получаемый ими за период своей деятельности хозяйственный и административный опыт вполне обоснованно позволяет им претендовать на вышестоящую должность – быть руководителем субъекта Федерации.
Кто и как должны его выбирать?
Выбор будущего высшего руководителя субъекта Федерации должен произ-водиться из числа самих выборных глав администраций на их общем собрании путем тайного голосования. Выдвижение кандидатов происходит или группой глав администраций или в порядке самовыдвижения. Утверждение же кандидата должно проходить решением высшего законодательного собрания субъекта Фе-дерации.
Срок исполнения полномочий на посту высшего руководителя субъекта Фе-дерации: семь лет, без права повторного переизбрания.
Выборы на пост руководителя субъекта Федерации проводятся через двух-трех лет со дня вступления в должность выборных глав (городских, районных) ор-ганов местного самоуправления, срок должностных полномочий которых – семь лет.
Выборы глав (городских, районных) органов местного самоуправления осу-ществляются всенародным голосованием граждан, жителей конкретного местного территориального образования.
Все выборы во всех субъектах Федерации должны проводиться в один и тот же строго установленный срок.
При подобном методе проведения выборов и назначения на пост высшего руководителя субъекта Федерации полностью соблюдается принцип прямого народовластия, обеспечивается преемственность во власти, должный уровень профессионализма, доверия и авторитета.

Президент России

Изначально статус самой должности и уровень соответствующей ей ответст-венности предполагает, что Президентом России должен быть самый авторитет-ный человек, чей профессионализм, мудрость и опытность общепризнаны. Следо-вательно, и сами принципы его определения, избрания должны основываться именно на этих критериях выбора, соответствовать принципам прямого народо-властия и федеративного устройства государства.
Полное соответствие вышеназванным принципам определения и выбора кандидатов на должность Президента России возможно обеспечить в том случае, если подобный выбор осуществляется из числа высших выборных руководителей субъектов Федерации ими же самими – путем выдвижения кандидатов группой руководителей регионов или в порядке самовыдвижения.
Утверждение избранной кандидатуры на пост Президента России осуществ-ляется решением Государственной Думы России.
Замещение руководителя субъекта Федерации, перешедшего на пост Прези-дента России, происходит путем довыборов в субъекте Федерации или автомати-ческим переходом на эту должность второго по списку кандидата по итогам ранее проведенных выборов.
Срок исполнения полномочий на посту Президента России – семь лет, без права повторного переизбрания.
Выборы на пост Президента России осуществляются через два-три года со дня вступления в должность выборных руководителей субъектов Федерации.
Как вариант, можно рассматривать модель выборов Президента России из числа руководителей субъектов Российской Федерации, полностью и успешно прослуживших свои положенные семь лет на высшем государственном посту субъекта Федерации.

Государственный Совет России

При вышеперечисленных принципах определения и назначения высших руководителей России и субъектов Федерации Государственный Совет России необходим как консультационный орган власти при Президенте России и при Совете Федерации России, если в том есть необходимость.
В его состав должны входить все экс-руководители субъектов Федерации, и он же должен возглавляться экс-президентом России. Их перемещение в Государ-ственный Совет России осуществляется одновременно со дня сложения ими своих предыдущих полномочий.
Срок исполнения полномочий нового состава Государственного Совета Рос-сии – семь лет.
Данный орган власти необходим для обеспечения решения вопросов преем-ственности власти и принятых ранее решений и программ. Опыт, знания, способ-ности и заслуженный авторитет лиц, входящих в состав Государственного Совета России неоспоримы и необходимы для обеспечения дальнейшего благополучия народа и развития государства.

Государственные Советы (Законодательные Собрания) субъектов Фе-дерации

С самого начала подчеркну недопустимость совмещения законодательных и исполнительных функций власти на любом уровне одним и тем же лицом!
Существующие принципы формирования законодательных органов власти субъектов Федерации не отражают и не выражают полностью принцип прямого народовластия, неэффективны, необоснованно финансово затратны и социально несправедливы.
При наличии существующих городских и районных Советов народных депутатов более эффективным принципом формирования законодательного органа власти субъекта Федерации может служить принцип делегирования полномочий.
В таком случае высший законодательный орган власти субъекта Федерации формируется на основе выборных представителей от каждого из городских, рай-онных (местных) Советов народных депутатов в соотношении, пропорциональном количеству проживающих на административной территории города, района граж-дан.
Данный принцип позволяет:
- значительно стимулировать деятельность, активность партийных и общест-венных организаций изначально на местах - быть ближе к народу;
- находиться избирателям и кандидатам в минимальной зависимости от влия-ния, давления и диктата «сверху», больше опираться и ориентироваться на волю «низов»;
- более четко и принципиально представлять интересы населения городов и районов субъекта Федерации;
- усилить роль и значение городских и районных Советов народных депутатов;
- полностью исключить возможность и вероятность «купли-продажи» депутат-ских мандатов;
- обеспечить более эффективный контроль над деятельностью депутатов со стороны избирателей и упростить процедуру отзыва и переизбрания.
Предложенный принцип более полно отражает и выражает принципы пря-мого народовластия и социальной справедливости.
Эффективность деятельности законодательных органов власти на любом уровне во многом определяется и зависит от правовой грамотности и профессио-нализма депутатов. Должен ли депутат обладать юридическим образованием? Ко-нечно же, нет. Но юридически грамотным быть обязан.
Как этого добиться?
Введение практики правовых аттестаций для вновь избранных (переизбран-ных) депутатов позволит значительно поднять уровень профессиональной дея-тельности каждого депутата и, как следствие, всего законодательного собрания.
Необходимо заметить, что срок деятельности вновь избранного состава зако-нодательного органа власти субъекта Федерации – семь лет. Выборы должны про-водиться по истечении двух-трех лет со дня завершения выборов в городские, районные (местные) Советы народных депутатов.

Государственная Дума России

Если признается, что Россия должна быть федеративным государством, то логично, что и все органы государственной власти федерального уровня должны содержать и отражать в себе признаки федерации как по принципам своего фор-мирования, так и по принципам своей деятельности.
Соответствует ли этим принципам существующая Государственная Дума? Ни по форме, ни по сути - нет.
Основа Федерации – регионы. Регионы должны делегировать полномочия Центру, а не наоборот, как это сейчас происходит. И законодательная база Рос-сийской Федерации должна формироваться на основе единого волеизъявления регионов, выражаемого через их совместную деятельность в Государственной Ду-ме РФ. Сама Государственная Дума должна быть представлена выборными пред-ставителями от каждого из регионов в количественно равном соотношении. На-пример: по три депутата от каждого региона.
Как должны определяться эти депутаты от региона?
В каждом регионе существует свой законодательный орган власти, наделен-ный доверием граждан данного субъекта Федерации. Вполне достаточно выборы депутатов в Государственную Думу России проводить не в масштабах всего насе-ления региона, а из числа уже избранных депутатов в местный высший законода-тельный орган власти. Полученное доверие избирателей достаточно для того, чтобы решить, кто из числа избранных депутатов достоин представлять интересы региона в Государственной Думе РФ. Не вызывает сомнений, что ими окажутся наиболее профессионально подготовленные, активные и инициативные депутаты. В данном случае полностью соблюдается и выполняется принцип прямого народовластия: поуровневое делегирование властных полномочий проводиться из числа и среди тех, кто всенародно избран.
Важно, чтобы финансовое и материальное обеспечение жизни и деятельно-сти этих депутатов происходило только за счет региона ими представленного.
Какие плюсы дает предложенный принцип формирования высшего законода-тельного органа власти России:
- интересы всех регионов представлены в равной мере;
- гарантированы профессионализм и активность в деятельности депутатов Государственной Думы;
- полностью отпадает необходимость финансирования процесса проведения выборов в Государственную Думу и содержания депутатов за счет федеральной казны: депутат будет зависеть от региона, а не от Цен-тра;
- в этом случае деятельность всех партий и общественных орга-низаций, претендующих на власть, будет вестись исключительно в регио-нах, на местах – «вживую» с народом, как это формально они деклариру-ют;
- данный принцип полностью исключает порочный метод лобби-рования принятия и протаскивания законов и их проектов со стороны узкого круга лиц или групп, преследующих своекорыстные цели;
- и, наконец, данный принцип реально наполняет суть, содержа-ние самого понятия «федерализм» и полностью его отражает;
- отпадает необходимость в существовании и деятельности Со-вета Федерации как законодательного органа власти при сохранении его при необходимости как представительного органа власти руководителей субъектов Федерации;
Срок исполнения депутатских полномочий вновь избранного состава Госу-дарственной Думы – семь лет.
Выборы в Государственную Думу России проводятся по истечении двух-трех лет со дня завершения выборов в региональные высшие законодательные органы власти.

Правительства субъектов Федерации и России

Самым порочным и низкоэффективным методом формирования исполни-тельных органов власти как центральных, так и региональных является «команд-ный»… (полный текст см в книге по ссылке)

Центральные исполнительные органы власти России

Выборы в центральные исполнительные органы власти (Правительство Рос-сии) вытекают из выборов в субъектах Федерации и проводятся по истечению двух-трех лет со дня проведения региональных выборов.
Субъектами избирательного права выступают вновь избранные региональ-ные министры отраслей, секторов, систем, которые и выбирают федерального министра из своего же числа. Штатное расписание министерства, ведомства определяются и утверждаются ими же и на тех же принципах, что при региональных выборах.
Срок исполнения полномочий – семь лет без права повторного переизбра-ния.
Места министров, перешедших в Правительство России, замещаются авто-матически вторыми по списку кандидатами на этот пост по результатам проведен-ных выборов в субъектах Федерации.

Председатель Правительства России

Кандидат в Председатели Правительства России определяется путем прове-дения выборов среди премьер-министров субъектов Федерации и утверждается решением Государственной Думы России. Срок полномочий – семь лет без права повторного переизбрания.

При принятии подобной предложенной системы и принципов формирования исполнительных органов власти в субъектах Федерации и России обеспечива-ется максимальный уровень профессионализма, преемственность, автори-тетность, доверие и контроль.


P.S. Прошло восемь лет с тех пор как эти тезисы были озвучены. Мне кажет-ся, они до сих пор не потеряли свою актуальность. Может быть, обрели еще боль-шую.

С полным текстом книги Айрата Шарипова "Политтехнология нравственно-сти или Искусство Богочеловека" можно ознакомиться в журнале "Vsemdobra_528" - vsemdobra_528@livejournal.com

http://community.livejournal.com/_politics_/866865.html

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия