АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.09 15:47. Заголовок: Переяславская Рада – подарок судьбы или ошибка истории?


Переяславская Рада – подарок судьбы или ошибка истории?
25 марта 2009 Нет комментариев
Последние пятнадцать лет стали для Украины не только временем непростых перемен в политической и экономической сфере. История независимой Украины – это ещё и нескончаемая череда попыток переписать историю.

Утверждение, что каждое настоящее имеет собственное прошлое, наверное, звучит уже банально. Но, тем не менее, это действительно так. И поскольку сегодня существует несколько конкурирующих проектов настоящего и будущего Украины – каждый из них оценивает прошлое страны по-своему. В том числе и такое важнейшее событие истории, как Переяславская Рада.

Не будем пересказывать общеизвестные исторические факты. Зададим лишь вопрос – а какие иные исторические альтернативы были в ту эпоху у Украины?

Хотя… Украины-то как таковой на самом деле не было. Была Запорожская Сечь – полувоенная республика казаков (кстати, сообщество крайне интернациональное - на Запорожье бежали не только жители украинских земель, но и россияне, молдаване, литовцы, тюрки…).

Сама по себе Запорожская Сечь никакого государственного проекта не имела, её политика была направлена в основном на решение текущих вопросов выживания и борьбу за статус в Речи Посполитой – польско-литовской феодальной конфедерации. Которая постоянно тонула в кровавых междоусобицах и управлялась из рук вон плохо.

Часть земель Северо-Востока (в том числе, нынешние Харьков и Чернигов) в те времена входила в состав Российского государства.

Земли Закарпатья и Юго-Запада Украины контролировали Австрийская империя и турки. Наконец, Крым и Южные степи страны были населены в основном тюркоязычными мусульманами, объединёнными под властью Крымского ханства. Все эти многонациональные территории бурлили непрерывными междоусобицами, которые уносили десятки тысяч жизней и не оставляли никакой надежды на экономическое развитие.

Война под предводительством Богдана Хмельницкого против Польши начиналась не как война национально-освободительная, а как борьба части запорожских казаков за официальный статус и привилегии в сложной системе польско-литовского сообщества. Поддавали жару и многочисленные обиды, накопившиеся у многих, в том числе высокопоставленных, запорожцев на жестоких и заносчивых польских шляхтичей.

Однако внутренняя нестабильность в Польше и усиление национального, религиозного и экономического угнетения украинских крестьян польскими феодалами привели к тому, что обычное в те годы выступление казаков переросло в масштабную общенародную войну.

Чем была война под руководством Богдана Хмельницкого? Её нельзя назвать ни исключительно антифеодальной (на стороне запорожцев выступил ряд достаточно высокопоставленных вельмож), ни национально-освободительной. Повстанцы преследовали и уничтожали, нередко с крайней жестокостью, не «инородцев». (В казацком войске служили выходцы со всей Восточной Европы. И не только). И не тех, кто говорил на другом языке - в семнадцатом веке общеукраинское наречие только складывалось. Борьба шла против насаждения католической церкви, против чуждой народу политики, экономической системы и польских феодальных порядков, а значит – против Европы. Против Западноевропейской цивилизации.

Понять причины Переяславской Рады, можно только, признав цивилизационный характер войны Богдана Хмельницкого. Основным вопросом, стихийно решившимся в ходе войны, был вопрос - останется ли Украина частью евразийской (православно-славянской) цивилизации, частью русского мира (в семнадцатом веке русскими людьми не стеснялись называть себя самые ярые борцы за свободу Украины). «Русский» означало не принадлежность конкретно к Московскому государству, но вообще принадлежность к православно-славянскому миру, миру наследников Киевской Руси.

Основным цивилизационным признаком в Европе тогда являлась религия. Земли с господством католического и протестантского вероисповедания автоматически входили в состав западноевропейской цивилизации. Православие было критерием принадлежности к миру, живущему не по европейским законам. Не надо идеализировать Европу – Русь, по крайней мере, не знала многовековых религиозных междоусобиц и произвола инквизиции.

Поэтому повстанцы Богдана Хмельницкого сражались не только за свободу и не столько за национальную независимость (нации в те времена только формировались). Казаки, крестьяне и горожане воевали за право жить отдельно от Европы – которая для них значила каторжный труд, польский хлыст и потерю отечественных традиций.

Были ли альтернативы Переяславской раде?

Ресурсов для создания полноценного независимого государства у народа Украины в семнадцатом веке не было. Не было в Украине единого центра, политики, сильной организованной аристократии, государственной традиции и династии, которая могла бы взять на себя государственное строительство. (Без этого в те года было невозможно). Не могла стать ядром государства и военно-демократическая вольница запорожцев. Плюс постоянные угрозы извне – как с Запада (Польша), так и с юга – Турция и её крымские вассалы.

Поэтому единственным приемлемым вариантом для Украины была широкая автономия в качестве союзника сильного государства. Реальных вариантов было три – Польша (а значит, угроза потери веры, культуры, крайняя проблематичность защиты от татар; да и слишком хорошо знали украинцы, что такое польское господство).

Кроме того, польско-литовское государство было исторически бесперспективно. Отсутствие дееспособного государства, давние, ещё с древнеславянских времен укоренившиеся традиции междоусобиц и политика «вольностей», через сотню лет привели Речь Посполитую к закономерному историческому краху.

Турецкий протекторат означал религиозный гнёт, да и постоянная угроза православному населению со стороны союзников Турции – татар никуда не исчезала. А совсем неподалёку - безрадостно выживали под чутким османским руководством христианские народы Балкан. К тому же уже в семнадцатом веке турецкое государство входило в эпоху исторического застоя.

Протекторат российского царя означал, в первую очередь, сохранение веры и традиций, то есть – цивилизационной идентичности украинского народа. Кроме того, условия Переяславского соглашения были крайне выгодны для Запорожской Сечи. Украинские земли сохраняли практически полную экономическую и культурную автономию. Ограничения независимости касались лишь геополитической сферы, т.е. именно той сферы, в которой позиции Украины были слабы. Фактически статус Запорожской Сечи и украинских земель в Российском государстве был чем-то средним между протекторатом и свободной конфедерацией. При этом Москва, почти не вмешиваясь во внутренние дела и политику новых территорий, обязывалась защищать их в случае опасности.

Ни в коем случае нельзя называть Переяславскую раду «царской оккупацией» Украины. Наоборот, уже в восемнадцатом веке, «малороссы» становятся одной из господствующих групп в Российской империи (вспомним гетмана Разумовского, целый ряд церковных деятелей, литераторов, учёных…). Жители нынешней Украины получили доступ к большой российской политике, к ресурсам евразийского континента, возможность большой экспансии на Восток.

Кстати, российская верхушка долго колебалась, прежде чем взять под покровительство Украину. Новая война с Польшей после тяжёлых испытаний Смутного времени прельщала не многих, да и постоянно иметь под боком буйную казацкую вольницу – перспектива для государства не из лучших. Нелишне вспомнить о том, что окружение Хмельницкого просило царя о помощи и союзе не один и не два раза.

Наконец, именно Российская империя осуществила «собирание земель украинских» на современной территории (включая Крым, Новороссию, Буковину, Закарпатье). Именно в ходе сложных процессов на территории российско-советской общности сформировалось украинское государство.

Чем бы была Украина в составе Речи Посполитой? Скорее всего, её бы разделили между тем же российским государством, и Австрийской империей уже в восемнадцатом веке. Вот только населения после десятилетий междоусобиц было бы поменьше и народ этот был бы победнее. Да и те, кто дожили, вполне могли позабыть и родной язык, и православие в цепких объятиях униатской церкви.

Ну а об уровне развития балканских стран, столетиями страдавших под турецким владычеством, не стоит и вспоминать. Таким образом, в реальных исторических обстоятельствах середины семнадцатого века только политика союза с Российским государством обеспечивал выживание и развитие этноса и культуры Украины.

Жестокая ликвидация Запорожской Сечи Екатериной Второй? А скажите, какое цивилизованное государство стало бы терпеть на своей территории постоянный источник хаоса, междоусобиц, а часто- беззакония (ведь Запорожская Сечь была далеко не душеспасительным заведением…). Любой европейский правитель – и даже правитель независимой Украины, если бы такая сумела выжить – начал бы строительство государства с политики ограничения, а затем – ликвидации казацких свобод. Шёл восемнадцатый век, эпоха абсолютизма, в которой не было места усобицам и «военной демократии». Ветер истории смел запорожцев, так же, как и французских феодалов-фрондеров или «береговые братства» пиратов.

Трезвый анализ ситуации показывает – Переяславская Рада была тем выбором, который с возможным минимумом негативных последствий обеспечил выживание и развитие народов Украины, а затем - и создание украинского государства. А значит – верным выбором. Да, после этого хватило ошибок, бед, а иногда и – политических преступлений. Но это уже - другая история.

Сегодня же Украина, как и триста пятьдесят лет назад, стоит перед выбором – сохранить свои духовные и культурные корни, остаться игроком – или стать свалкой и сырьевой площадкой для цивилизации Запада, раствориться в стареющей и слабеющей Европе.
http://poslezavtra.mirvmeste.com/culturalfront/pereyaslavskaya-rada-%e2%80%93-podarok-sudby-ili-oshibka-istorii.html

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.09 16:07. Заголовок: ПослеЗавтра интересн..


ПослеЗавтра интересный ресурс

http://poslezavtra.mirvmeste.com/analyticalcenter/osnovnye-tendencii-i-sobytiya-21032009-29032009.html
Аналитика интересная

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия